Китайская керамика. История (часть II, I тысячелетие н.э.)
Троецарствие (220–280 гг. н.э.) и Шесть династий (220–589 гг. н.э.)
С ростом населения в нижнем течении реки Янцзы в эпоху Шести династий (220–589 гг. н.э.), стали возникать новые гончарные центры. Печи в Чжэцзяне (печи Юэ) производили керамические изделия с оливково-коричневой или зеленоватой глазурью. Образцы посуды юэ (越) — кувшины, чаши, блюда и другие предметы — были найдены в гробницах III-го и IV-го веков в районе Нанкина. Эту керамику делали в основном в Шаосине, близ озера Шанлинь и в Децине, к северу от Ханчжоу, где также обжигали посуду, покрытую чёрной глянцевой глазурью. В эпоху Шести династий гончары освободились от влияния бронзового дизайна и создавали формы более характерные для глиняных изделий. В период Троецарствия (220–280 гг. н.э.) в моду вошли глазурованные сосуды в виде животных, они также обжигались в печах Юэ. Качество производимой керамики в III веке взошло на новую высоту, появились более сложные формы и приёмы декоративного украшения.
В то время как бо́льшая часть Чжэцзянской посуды украшалась довольно сдержано, «северный селадон», производимый в Хэбэе и Хэнани в VI веке, выглядел гораздо экзотичнее, что отражало вкусы Восточной аристократии: торговля с государствами Западной Азии поставила старые китайские гончарные центры на новый путь развития. Благодаря согдийцам, контролировавшим важную часть Шёлкового пути, в моду вошли украшенные человеческими фигурами оливково-зелёные фляги. Тогда же появились увесистые погребальные кувшины с листьями аканта и лотоса, на поверхности которых красовались круглые декоративные бляшки, имитирующие сасанидскую чеканку. Ритуальные фигурки этого периода часто делались из тёмно-серой глины и не покрывались глазурью, хотя иногда окрашивались.
Династии Суй (581–618 гг. н.э.) и Тан (618–907 гг. н.э.)
После сравнительно вялой эпохи Шести династий период с VII по IX века стал великим временем для китайской керамики. Белый фарфор Синчжоу (провинция Шаньси) — Син Яо (кит.邢窯 — посуда Син) преобразился в начале VII века (в XX веке в этом районе были обнаружены древние печи). Однако мастерские возле Динчжоу в провинции Хэбэй в то время производили ещё более прекрасный белый фарфор, ставший предком знаменитой посуды Северной Сун (960-1279 гг.). В конце VII-го и в VIII-м веках гончары северного Китая, в основном из Тунчуаня, недалеко от Чанъаня и из Гунсяня в провинции Хэнань, делали «трёхцветную» керамику (кит. 三彩, санкай): свинцовая глазурь с оксидом меди или железа окрашивала посуду в зелёный, жёлтый, коричневый, а иногда и другие цвета. Яркие глазури, украшающие крепкие, убедительные формы сделали эти произведения невероятно привлекательными. Возможно, за всю историю китайского гончарного искусства не появлялось более аппетитной посуды.
На севере, в печах Шэньси также обжигали посуду с чёрной глазурью, а недалеко от Сианя в VII-VIII веках производился особый тип селадона. В эту эпоху гончары севера заимствовали западно-азиатские формы и мотивы с бо́льшим азартом, чем их предшественники VI века: это могли быть широкие амфоры, кувшины с носиком-птичьей головой и ритоны (кубки в виде головы животного). Сосуды украшались сценами охоты, цветочными медальонами, играющими мальчиками и гроздями винограда, а также буддийскими символами, адаптированными к танской эстетике. Некоторые предметы напоминали изделия из металла или стекла.
В конце седьмого – начале восьмого веков статуэтки (было бы правильно называть их – «статуями») для гробниц делались в таких количествах, что их производство пытались ограничить с помощью «налога на роскошь», предпринимались попытки уменьшить размер этих изваяний: но всё было тщетно. Фигуры, как правило, отливались с помощью форм. Среди человеческих образов попадались слуги и актеры, танцовщицы и музыканты. Женские статуэтки VII-го века стройные, с изящной талией, к VIII веку они становятся более округлыми, что отражает изменение моды. Попадается много изделий изображающих среднеазиатских женихов и семитских купцов, последние выполнены подчас карикатурно: глубоко посаженные глаза, выступающие носы. Из лошадей и верблюдов наиболее примечательны вторые, они несут на своих спинах группу из четырёх или пяти певцов и музыкантов.
Одну из таких фигур обнаружили в 1957 году недалеко от Сианя в гробнице Сяньюй Тинхуэй (鮮于庭誨), где хоронили усопших с 660 по 723 года. Она была имуществом, сопровождавшим высокопоставленного военного, генерала Юньхуэя, служившего у императора Сюаньцзуна (玄宗皇帝), правившего с 712 по 756 год. Сам Юньхуэй не был согдийцем, его семья пришла с северо-востока Китая, а его предки служили в приграничных районах. При захоронении в 723 году могилу генерала снабдили целым набором керамических фигур, среди которых были музыканты, актёры, шуты, слуги и лошадь, которую вёл конюх из Средней Азии.
Качество исполнения статуй, варьировавшихся по высоте от полуметра до метра, свидетельствует о важном статусе владельца гробницы. Большие фигуры, такие как эта, обычно собирались из нескольких частей, тело оставалось полым, чтобы ноги не ломались под его тяжестью. Это говорит о высоком технологическом уровне производства. Обычно такие предметы украшала «трёхцветная» роспись (санкай). Но верблюд из Сианя расписан в четыре цвета: зелёный, янтарный, кремовый и синий. Для получения последнего использовался кобальт, добываемый в Иране. Этот минерал можно было купить у согдийцев: иностранное происхождение делало его более дорогим, а глазурь, приготовленную из него, весьма дефицитной. Её резервировали для состоятельных граждан, так что участие «синего» в росписи может обозначать элитный статус владельца гробницы.
Фигура животного, покрытого красочной тканью, с пятёркой музыкантов, сидящих в седле на его спине, красноречиво рассказывает о модных развлечениях того времени. Двугорбый верблюд является коренным жителем Средней Азии, а остроконечные войлочные шапки, которые носят музыканты, указывают на их согдийское происхождение. Средне-азиатские правители иногда отправляли артистов в качестве дани китайским дворам Суй и Тан, но многие музыканты были независимыми. Самые профессиональные исполнители происходили из Ташкента, Кеша и Самарканда, они обычно путешествовали с караванами, демонстрируя своё искусство жителям стран Шёлкового пути.
Другая представленная здесь фигура, это Локапала (洛卡帕拉). Цветная роспись на нём сохранилась хуже, временем его создания считают конец VII века. Локапалы, согласно учению, являются защитниками Будды и его храмов от злых духов. Китайских императоров и представителей высшего сословия часто хоронили в гробницах в сопровождении подобных стражей, призванных оберегать умерших. Локапала стоит крепко, в угрожающей позе, как подобает воину, он представляет собой яркое воплощение танского военного, доблестного и могущественного. Этот Локапала — один из наиболее хорошо сохранившихся, довольно крупный, его высота 90 см. Он даже превосходит тех, что хранятся сегодня в Национальном археологическом музее на площади Тяньаньмэнь в Пекине или Китайском музее в Шанхае.
Часть буддийской традиции, локапалы — небесные стражи, каждый из них отвечает за оду из сторон света, они устанавливаются внутри буддистских храмов или гробниц направленные на юг, север, запад или восток. Им также соответствуют определённые животные из китайского зодиака. Их преувеличенные позы и выражения лиц свидетельствуют об их свирепости.
Статуэтки грациозных танцоров, мифических существ и домашних животных, а также предметы повседневного обихода воплощённые в глине, найденные в гробницах эпохи Тан, могут рассказать нам о том, как жили люди в древнем Китае, о чём они думали на пороге смерти. И поскольку загробная жизнь рассматривается как продолжение земной, эти фигуры, называемые Ми́нци (冥器), становятся бесценным источником информации для современных исследователей. Ближе к концу VIII века в северном Китае по непонятной причине произошёл резкий спад производства подобных изделий.
Масштабное перемещение населения на юг в эпоху Тан стимулировало строительство новых печей. Селадон теперь производился в Цзюнлае (Сычуань), Чанше (Хунань) и нескольких районах Гуандуна и Фуцзяня. Печь для обжига фарфора работала в Цзичжоу (провинция Цзянси), а недалеко от неё в Цзиндэчжэне два больших кластера занимались селадоном и посудой из белой глины. Цзиндэчжэню в эпоху Мин (1368–1644) суждено будет стать крупнейшей гончарной фабрикой в мире. Цзиндэчжэньская керамика займёт первое место среди изделий, предназначенных для чаепития, из-за своего «нефритового качества».
Селадоны юэ из печей Шаосина и ряда других мест Чжэцзяна также экспортировались: большое количество прекрасной посуды юэ было найдено в Аль-Фустате в Египте и в Самарре́ в Ираке, роскошной летней резиденции аббасидских халифов. Танская керамика, представленная в основном селадоном южно-китайских печей, также была обнаружена в Индонезии и на Филиппинах. Так началось обширное распространение китайской посуды, непрекращающееся и в наши дни.
Возможно, наиболее важная веха танского времени — это внедрение цветных глазурей. Керамика Тан, часто встречающаяся в западных коллекциях — это яркие изделия. Пёстрые глазури обычно наносились губкой, они могли быть синего, тёмно-синего, зелёного, жёлтого, оранжевого, бежевого и коричневого цветов. Такая глазурь после обжига давала мелкие трещинки, она подступала к основанию сосуда, обрываясь неровной линией, оставляя видимой часть тела естественного цвета обожжённой глины, неглазурованный участок мог занимать от одной до двух третей поверхности изделия.
Встречаются предметы имитирующие мрамор. Эффект достигался укладыванием глиняных пластинок контрастных цветов, либо смешиванием разноцветных глин. Танская посуда другого типа (вероятно пришедшая из северной провинции Хэнань) покрывалась тёмно-коричневой глазурью и украшалась бледно-голубыми пятнами. Этот декор предвосхитит использование меди для создания аналогичных рисунков в более поздней керамике, в частности, посуде цзюнь (鈞窯), производимой в Хэнане с девятого по пятнадцатый век. Большинство сосудов времени Тан имели плоское основание и сохраняли устойчивость без дополнительных приспособлений, однако у кувшинов поздней Тан появились специальные подставки с кольцом, такое устройство станет довольно распространённым в эпоху Сун (960–1279).
Пять династий (907–960 гг. н.э) и Десять царств (902–978 гг. н.э)
Неразбериха царящая в северном Китае в эпоху Пяти династий (907–960) привела к упадку гончарных центров, некоторые виды керамики, такие как «танская-трёхцветная», исчезли почти полностью. Однако белый фарфор и чёрная глазурованная посуда сохранились и получили развитие в эпоху Сун (960–1279). Процветание южных регионов и рост населения в юго-восточном Китае способствовали подъёму производства.
Сотни печей юэ царства Уюэ (907-978 гг.), стоящих вокруг озера Шанлинь в Чжэцзяне, отправляли свой лучший селадон двору последнего императора династии Южная Тан Ли Юю (937-978), который восхвалял чаши юэ, сравнивая их зелёную поверхность с нефритом. В 978 году остатки танских земель перешли под управление Сун. А правителям Сун в Бяньцзин (Хэнань) Чжэцзян отправлял селадоновую посуду уже в качестве дани.
Лучшие изделия с рельефными изображениями птиц и цветов (похожие рисунки встречаются на серебряной посуде раннего Тан), под светло-зелёной глазурью, назывались бисэ яо (碧色窯), что переводится как «запрещённые», «секретные». Неизвестно, было ли это связано с неким тайным процессом? …вероятнее всего такую посуду резервировали для особых клиентов.
В отличие от ритуальных глиняных фигур танского времени, у которых не появилось преемников, посуда, предназначенная для повседневного использования, сыграла важнейшую роль в последующем развитии китайского керамического искусства.
© Великая керамика 26.02.2023
http://greatceramics.ru/